8-913-985-4743,
(383) 349-53-99
многоканальный 
г. Новосибирск
ул. Военная, д. 4,
1-й подъезд, оф. 303
Вид
 
Страна производитель
 
Назначение
 
Размер
 
Цвет
 
Рисунок
 
Поверхность
 

История мозаичной плитки. Часть вторая.

История мозаичной плитки. Часть вторая.

Сегодня во многих странах мира можно наблюдать возрождение интереса к мозаичному искусству. Появилось множество новых художественных школ, большая часть из них тщательно изучают и успешно применяют методы и технологии, разработанные много веков тому назад.

В силу своих особенностей, техника мозаики не нуждается в усовершенствовании. Всё, что необходимо для работы в данном направлении монументального искусства, это талант, трудолюбие и преданность делу. Всё чаще мозаичные панно можно встретить в убранстве отелей, банков, спортивных сооружений, а также в частных домах. Окунемся в удивительную историю этого ремесла.

Флорентийская мозаика

Северная Италия в XIII – первой половине XIV веков переживала впечатляющий расцвет в области декоративных искусств. Это касалось и мозаики, над которой в тот период работала целая плеяда знаменитых мастеров. Авторами идей, заготовок и картонов для мастеров, создававших мозаичные панно, в то время были выдающиеся придворные художники: Пьетро Капаллини, Чимабуэ, Андреа Гадди, Джакобо Торрити , Джотто, Андреа Тафи, Иоанн Косматы. Предположительно, эти великие живописцы руководили мастерами, непосредственно выкладывавшими мозаику, но не исключено, что многое они делали своими руками.

Созданные перечисленными мастерами произведения отличались исключительно высоким уровнем художественного вкуса. Качество картин из смальты до сих пор вызывает удивление, как и гармония цветового решения, «живой» и свободный характер исполнения, что в лучшую сторону отличало работы флорентийцев от византийских изделий, считавшихся в ту эпоху классическими.

! В каталоге продукции, размещенном на нашем сайте, вы найдете широкий ассортимент Плитки мозаики

Кроме того, флорентийская мозаика интересна применением золотого фона, что помогало в достижении гармонии всех частей мозаичной картины. Этот прием был позаимствован итальянскими мастерами у византийской школы и усовершенствован. С его помощью удавалось соединить настенное панно в единое целое и создать хороший контраст для разноцветных кусочков смальты, из которой состояла мозаичная композиция.

Михайловская мозаика

Михайловская мозаикаЕще одним великолепным и самобытным памятником средневекового искусства является мозаика Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Если мозаичные украшения храма Святой Софии Киевской несут все признаки византийской школы, то творения мастеров, трудившихся над украшением Михайловского собора, уникальны. При их создании использовались местные древнерусские мотивы. Мозаики Златоверхого собора отличаются очень качественными материалами, тщательным подбором цветов соседних элементов, что обеспечивало плавность цветовых переходов до такой степени, что они кажутся естественными. Насыщенность красок смальты сообщает мозаичным композициям особую живописность и неповторимость.

В Михайловской мозаике отмечено доминирование всех возможных оттенков зеленого цвета, от бутылочно-темного до изумрудно-весеннего. Лица изображаемых на мозаичных композициях религиозных персонажей составлялись из различных оттенков белого цвета в сочетании с красным, а для отображения одежды (хитонов и плащей) использовали золотые цвета. Золото придавало одежде некоторую торжественность, а красно-коричневые и темно-серые тона теней придавали композиции завершенность.

К сожалению, гениальные открытия киевских зодчих начала XII столетия, запечатленные в веках на стенах и куполе Михайловского собора не стали началом новой школы. Киевская Русь вступала в период кризиса, вызванного набегами монголо-татар, и потому князья больше не могли вкладывать огромные средства в оформление храмов.

Софийская мозаика

Следующий шаг в своем развитии мозаика смогла сделать, когда технология производства смальты достигла очень высокого уровня. Софийская мозаика отличается применением элементов бесчисленного количества цветов и оттенков. В Средние века мастера, изготовлявшие кусочки смальты, ценились не меньше, чем художники-мозаичисты, выкладывавшие панно. Две этих специальности в ту эпоху были разделены и, разумеется, без поставок качественного материала зодчие не могли продемонстрировать все свои умения.

sofijskaja_mozaika.jpg

Творцы Софийской мозаики умело играли как цветовым богатством, так и тем, что смальта имеет несколько глянцевую поверхность. В Софийской мозаике использовались, главным образом, треугольные, овальные и прямоугольные кусочки смальты. Они выкладывались с некоторой степенью свободы, без особой аккуратности, но и без неоправданной небрежности.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА:В первой части серии статей об истории мозаичного искусства вы узнаете об "Александровской и Византийской мозаичной школе"