8-913-985-4743,
(383) 349-53-99
многоканальный 
г. Новосибирск
ул. Военная, д. 4,
1-й подъезд, оф. 303
Вид
 
Страна производитель
 
Назначение
 
Размер
 
Цвет
 
Рисунок
 
Поверхность
 

История появления мозаики. Часть первая.

История появления мозаики. Часть первая.

Технологию украшения фасадов зданий и внутренних помещений мозаичными рисунками и узорами люди изобрели в глубокой древности. Сегодня уже сложно сказать, какому древнему народу принадлежит тут право первенства. Археологи постоянно открывают всё новые античные города и обнаруживают на стенах храмов и царских дворцов примеры работ строителей и архитекторов с элементами мозаики. Экспериментировали с этим методом в Древнем Египте, Персидской империи, Месопотамии, в Хеттской державе, и в городах-государствах долины Инда.

Мозаика представляет собой старинный, но до сих пор весьма популярный вид архитектурного декора. Выложенный из разноцветных камушков, стеклышек или смальты узор специалисты классифицируют как вид монументального искусства. Элементы мозаики крепятся на своих местах с помощью клея, цементного раствора или же просто укладываются на поверхности.

Начало поступи мозаики по Европе приходится на доэллинский период в истории Древней Греции, в VII — V веках до нашей эры. Считается, что мода на узоры из разноцветных камней пришла в Афины и Коринф из стран Востока. Самые ранние опыты греческих мастеров представляют собой мозаичные полы в храмах, выложенные галькой. Эллины уже умели сооружать целые композиции из смальты и разноцветных камней. Потом, в эпоху подъема Рима, эстафету подхватили итальянские города.

Поначалу римляне не спешили перенимать моду на мозаику, её роскошь казалась некоторым излишеством, и противоречила эстетическим канонам латинян периода Республики. Однако, со временем, и римляне не смогли устоять против очарования мозаичных украшений. Во все эпохи и во всех частях света мозаика оставалась элитарной разновидностью архитектурного декора, её наличие в доме являлось и является свидетельством богатства и высокого социального статуса. Но куда бы не приходило это искусство, в каждой из стран, местные мастера вносили в способы создания мозаичных украшений особый национальный колорит.

Александровская мозаика

Одним из самых ценных и интересных объектов, чудом дошедших до нашего времени, является так называемая Александровская мозаика. Она выполнена за несколько столетий до нашей эры и изображает сражение войск Александра Македонского и персидского царя Дария III.

Александровская мозаика

Персы тогда потерпели поражение, и на мозаике Дарий III ударился в бегство на колеснице. А вот саму мозаику археологи обнаружили при раскопках Помпей, в «Доме Фавна». Это один из бесценных шедевров мирового искусства, состоящий из полутора миллионов кусочков камня. Он хранится в национальном археологическом музее Неаполя.

Картина из элементов четырех цветов размером 5,82 х 3,13 метра служила напольным покрытием дома. Как сообщил древнеримский историк Плиний Старший, Александровская мозаика была копией работы греческого живописца Филоксена из Эретрии.

Византийская мозаика

На раннем этапе существования Византийской империи мозаика применялась для украшения церквей и дворцов. При этом, в качестве элементов узора, кроме смальты применяли и полудрагоценные камни. Камни не обрабатывали, что придавало мозаике нарочито грубоватый, природный вид.

У византийских мастеров было принято сочетать саму мозаику с мрамором, которым облицовывались нижние части стен. Мозаикой декорировали верхние части, в том числе своды и купола.

мозаика из смальтыТакое сочетание разнотипных, но близких по природе материалов создавали контраст, подчеркивающий преимущества, как полированного мрамора, так и мозаики.

Именно из Византии в Киевскую Русь и пришла, вместе с христианством, мозаика. Византийской смальтой, однако, пользовались недолго, открыв собственное производство. Занимались этим монахи Михайловского Златоверхого монастыря и Софийского собора.

Посетители собора Святой Софии Киевской до сих пор могут увидеть небывалое богатство мозаики. Специалисты подсчитали, что при украшении храма использовано около ста семидесяти оттенков смальты, в том числе и золотой. Убранство этого исторического здания было демонстрацией роскоши, так как далеко не каждая страна могла себе позволить вложить столько средств в мозаику.

В последующие эпохи храмы с таким богатым мозаичным оформлением в Восточной Европе не возводились. Вложения окупились небывалой красотой, причудливыми переливами света и тени, памятником умению древнерусских мастеров.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: А вот о том, как человечество изобрело кафельную плитку вы узнаете ознакомившись с циклом статей "История керамической плитки"