Первые декоративные элементы из керамической плитки появились в Киевской Руси в IX-ом веке. Тогда Древнерусское государство переживало значительный подъем экономики и культуры, совпавший с принятием христианства, и последовавшим за этим усилением связей с Византийской Империей.
Ранее, зодчие Киевской Руси не были знакомы с технологией изготовления декоративной керамической плитки. Традиционно, в строительстве зданий преобладали такие материалы, как дерево и камень, а в качестве украшения использовались различные краски и резные деревянные элементы.
Первоначально, отделочная керамика проникла на Русь в качестве канонического элемента убранства православных храмов. Однако, данная строительная технология вскоре была оценена по-достоинству — керамическая плитка исключительно долговечна, не теряет со временем своих качеств, имеет строгий и элегантный вид.
Вскоре, помещения, отделанные керамической плиткой, появились в дворцах князей и в домах богатых купцов. В соответствии в тогдашними эстетическими вкусами, первые образцы светской русской отделочной керамики имели яркий рисунок, состоящий из контрастных светлых и темных, преимущественно зеленого цвета элементов.
Керамическая плитка, изготовлявшаяся мастерами Киевской Руси для отделки внешних и внутренних стен церквей, часто содержала религиозную символику и различные христианские сюжеты. В ряде случаев, известно об иконах, выписываемых на поверхности плиток, однако, эта практика не получила широкого распространения. Всё же, перед запуском в производство партии плитки, предназначавшейся для нужд храмов, мастера держали пост и соблюдали другие религиозные ритуалы. Большинство образцов древнерусской отделочной керамики IX — XI веков, дошедшей до нас, изображают нейтральные сюжеты или орнамент, состоящий из геометрических фигур.
В XIII-ом веке Киев потерял статус главного политического и экономического центра древнерусских земель, попав в зависимость от Золотой Орды. Начинается долгий период его упадка, а в северных княжествах активно развиваются новые центры. Наибольших успехов в архитектуре в эту эпоху достигают зодчие Пскова и Москвы, освоившие целый ряд новых технологий, включая и отделку фасадов зданий и внутренних помещений керамикой.
Широкое распространение получает поливная (плитка для пола) строительная плитка, которая используется в отделке храмов. Поливную керамику от псковских и московских зодчих отличает огромное разнообразие орнаментов, используются синие, зеленые, желтые и бордовые оттенки. Плитку активно применяют для украшения залов, наружных стен богатых домов, а в церквях также часто используют для мощения полов, что подтверждает славу керамики как прочного и долговечного материала.
Технологии изготовления поливной отделочной керамики пришли на Русь с Ближнего Востока, они были известны ещё в Древнем Египте. Экспериментируя с составом наружного слоя строительной керамики, псковские мастера сделали ряд открытий, что позволило развернуть производство муравленой черепицы.
Этот кровельный материал отличала исключительная долговечность. Покрытые муравленой черепицей, крыши и купола храмов, сохраняли яркий, нарядный вид, несмотря на воздействие климата и прочих неблагоприятных факторов. Муравленая черепица прекрасно выдерживала морозы, проливные дожди, воздействие солнечного ультрафиолета, не теряя свежести красок.
Начиная с XVII века в Московском государстве отделочная керамика постепенно исчезает из убранства церквей, где возобладали строгие, аскетичные правила и каноны. Тогда же, широко распространяется изразцовая плитка. В холодном российском климате в любом жилом здании обязательно присутствует печное отопление, а расписная керамика это самый лучший материал отделки печей. Не только с точки зрения эстетики, но и с учетом такого свойства, как теплоотдача.
Первые изразцы попали в Москву XVII века из Голландии, где на мануфактурах было развернуто массовое производство недорогой кафельной плитки. Мода на эту нарядную и экономически-выгодную отделку быстро распространилась среди зажиточной части общества, породив широкий спрос.
Отечественные мастера основали собственную школу производства печных изразцов, внешний вид российской плитки отличался яркостью и смелостью рисунка, разнообразием красок, отличая её от западноевропейской традиции, которой была свойственна строгость орнамента и сдержанные мотивы.
В начале XVIII века, в царствование Петра Великого, отечественное плиточное производство переживает процесс переустройства в соответствии с передовым опытом Западной Европы. Кафельная плитка становится более массовой, снижается её себестоимость, однако, постепенно размывается национальный колорит. В IX веке, российская оригинальная традиция в сфере отделочной керамики переживает упадок.
Но самый суровый период в истории российского декоративного кафеля наступает в 20 веке, в эпоху массового стандартизированного производства и повсеместного упрощения эстетических запросов. В СССР производились огромные объемы керамической плитки, однако, по большей части, она имела весьма унылый внешний вид.
Сегодня, в XXI веке, производство отделочной керамики в России активно возвращается «к корням». Черпая опыт в многовековой традиции, опираясь на лучшие образцы прошлых поколений отечественных художников, сохранившиеся благодаря замечательной долговечности кафеля, некоторые компании успешно возрождают неповторимый национальный колорит. Российская керамическая плитка становится всё более известной в мире, не только благодаря сравнительно низкой цене, но и благодаря высокому качеству, узнаваемости, яркости и оригинальности художественных образов.