8-913-985-4743,
(383) 349-53-99
многоканальный 
г. Новосибирск
ул. Военная, д. 4,
1-й подъезд, оф. 303
Вид
 
Страна производитель
 
Назначение
 
Размер
 
Цвет
 
Рисунок
 
Поверхность
 

Мозаика Ломоносова

Мозаика Ломоносова

Михаил Ломоносов был ярким представителем европейского Высокого Просвещения середины XVIII века. Звание и статус ученого в ту эпоху имели несколько иное наполнение, по сравнению с тем, что вкладываем в эти понятия мы. Собственно научный метод тогда только формировался, и основные науки ещё не успели разделиться на множество отдельных дисциплин.

С точки зрения современных ученых, их коллеги в XVIII веке буквально «блуждали во тьме» и нащупывали путь на удачу. Европейцы столкнулись с огромным массивом новых знаний о мире и прилагали героические усилия в стремлении свести всё в единую систему. Это было время энциклопедистов, людей универсальных, у них жажда познания стала страстью, а пытливый разум звал к новым горизонтам.

Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»

В России, недавно утвердившейся в статусе сильной европейской державы, эпоха просвещения ярче всего отразилась в судьбе и личности Михаила Ломоносова. Как и многие современники, он успешно совмещал естествознание и гуманитарные науки. В соответствии с идеалами эпохи энциклопедистов, Ломоносов посвящал часть своего времени занятиям искусствами, и в этой сфере также добился многого.

Часть своих исследований Ломоносов посвятил проблеме производства стекла, это направление тогда в Европе переживало бурный подъем. Вплотную к стекольному делу примыкало искусство изготовления мозаик, материалом для которых служила смальта. Это разновидность стекла, отличающаяся высокой плотностью и отсутствием прозрачности. В процессе изготовления, в смальту добавляют оксиды различных металлов, что позволяет получить множество оттенков цвета.

Возрождая знания Византии на новом уровне

Ломоносову было известно об искусстве мозаики, принесенном в Киевскую Русь византийскими мастерами ещё в XI веке. Ученый был знаком с мозаичным оформлением киевских соборов — Софийского и Златоверхого. Однако, к середине XVIII века эти знания были давно забыты. Казалось, что секреты производства и обработки декоративного стекла были утрачены безвозвратно.

Технология получения широкой палитры смальт к началу XVIII века была освоена мастерами Северной Италии. Познакомившись с несколькими произведениями мозаичного искусства итальянцев, Ломоносов поставил себе цель разгадать секреты этого закрытого сообщества. Тут ученому пригодились знания в области физики и химии, полученные в период обучения в университете Марбурга и во Фрайберге, где он обучался горному делу и металлургии.

Первые трудности и первые успехи

Несколько лет потратил Ломоносов, убеждая правительственных чиновников выделить бюджет для создания химической лаборатории. Получив такую возможность и приняв деятельное участие в обустройстве первой в России научно-исследовательской и учебной химической лаборатории в 1748 году, ученый с полной самоотдачей приступил к опытам.

Мозаика Петр-IНе жалея своего здоровья, Ломоносов проводил дни и ночи, работая в лаборатории. Чтобы систематизировать свои изыскания, ученый пишет ряд теоретических трудов. План исследований был составлен удачно, и вскоре пришли первые серьезные успехи. Открыты и подробно описаны методики получения смальт самых разных цветов и оттенков.

Успехи разжигают в ученом подлинный азарт исследователя, новые опыты дают ещё более ценные результаты. Ломоносову удается превзойти достижения всех существовавших на тот момент школ изготовления смальты.

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Продемонстрировав результаты своей работы представителям двора, ученый получает средства для строительства стекольной фабрики. Одновременно, Ломоносов находит двух молодых одаренных художников — Ефима Мельникова и Матвея Васильева, которые становятся его учениками в деле возрождения мозаичного дела в России.

Одним из первых опытов создания мозаик Ломоносовым стало изготовление портрета Петра I. Для своей работы начинающий мозаичист выбрал два живописных образца. Лицо императора Петра было скопировано с портрета придворного художника Л. Каравакка, а доспехи с картины другого мастера: Ж. М. Натье. Это также был впечатляющий успех, портрет Петра I стал зримым подтверждением: российская школа мозаичного дела состоялась.

Другой мозаичной работой Ломоносов отблагодарил за помощь и поддержку своей деятельности графа Петра Ивановича Шувалова. Эту мозаику набирали Ефим Мельников и Матвей Васильев, ученики Ломоносова. Образцом служил живописный портрет графа. Работа обладает огромной художественной ценностью, сегодня она хранится в Государственном Эрмитаже.

Полтавская баталия

Главным достижением мозаичной мастерской Михаила Ломоносовастало монументальное полотно «Полтавская баталия». На создание этого панно шириной 6.4 и высотой 4.8 метра ушло два года (1762 — 1764).

Полтавская баталия

Картина с панорамой Полтавского сражения была лишь одной из 12 задуманных мозаик, изображающих этапы жизни и деятельности Царя-Реформатора. Эти 12 панно должны были стать внутренним украшением Петропавловского собора, в котором находится гробница первого российского императора. Осуществлению грандиозного замысла помешала смерть Михаила Ломоносова. Он умер в 1765 году. В 1925 году мозаика была перенесена в здание Академии наук в Ленинграде, где находится и по сей день.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: Об истории Флорентийской, Михайловской и Софийской мозаичных школ вы узнаете, ознакомившись с этой статьей: "История мозаичной плитки. Часть вторая"