Михаил Ломоносов был ярким представителем европейского Высокого Просвещения середины XVIII века. Звание и статус ученого в ту эпоху имели несколько иное наполнение, по сравнению с тем, что вкладываем в эти понятия мы. Собственно научный метод тогда только формировался, и основные науки ещё не успели разделиться на множество отдельных дисциплин.
С точки зрения современных ученых, их коллеги в XVIII веке буквально «блуждали во тьме» и нащупывали путь на удачу. Европейцы столкнулись с огромным массивом новых знаний о мире и прилагали героические усилия в стремлении свести всё в единую систему. Это было время энциклопедистов, людей универсальных, у них жажда познания стала страстью, а пытливый разум звал к новым горизонтам.
В России, недавно утвердившейся в статусе сильной европейской державы, эпоха просвещения ярче всего отразилась в судьбе и личности Михаила Ломоносова. Как и многие современники, он успешно совмещал естествознание и гуманитарные науки. В соответствии с идеалами эпохи энциклопедистов, Ломоносов посвящал часть своего времени занятиям искусствами, и в этой сфере также добился многого.
Часть своих исследований Ломоносов посвятил проблеме производства стекла, это направление тогда в Европе переживало бурный подъем. Вплотную к стекольному делу примыкало искусство изготовления мозаик, материалом для которых служила смальта. Это разновидность стекла, отличающаяся высокой плотностью и отсутствием прозрачности. В процессе изготовления, в смальту добавляют оксиды различных металлов, что позволяет получить множество оттенков цвета.
Ломоносову было известно об искусстве мозаики, принесенном в Киевскую Русь византийскими мастерами ещё в XI веке. Ученый был знаком с мозаичным оформлением киевских соборов — Софийского и Златоверхого. Однако, к середине XVIII века эти знания были давно забыты. Казалось, что секреты производства и обработки декоративного стекла были утрачены безвозвратно.
Технология получения широкой палитры смальт к началу XVIII века была освоена мастерами Северной Италии. Познакомившись с несколькими произведениями мозаичного искусства итальянцев, Ломоносов поставил себе цель разгадать секреты этого закрытого сообщества. Тут ученому пригодились знания в области физики и химии, полученные в период обучения в университете Марбурга и во Фрайберге, где он обучался горному делу и металлургии.
Несколько лет потратил Ломоносов, убеждая правительственных чиновников выделить бюджет для создания химической лаборатории. Получив такую возможность и приняв деятельное участие в обустройстве первой в России научно-исследовательской и учебной химической лаборатории в 1748 году, ученый с полной самоотдачей приступил к опытам.
Не жалея своего здоровья, Ломоносов проводил дни и ночи, работая в лаборатории. Чтобы систематизировать свои изыскания, ученый пишет ряд теоретических трудов. План исследований был составлен удачно, и вскоре пришли первые серьезные успехи. Открыты и подробно описаны методики получения смальт самых разных цветов и оттенков.
Успехи разжигают в ученом подлинный азарт исследователя, новые опыты дают ещё более ценные результаты. Ломоносову удается превзойти достижения всех существовавших на тот момент школ изготовления смальты.
Продемонстрировав результаты своей работы представителям двора, ученый получает средства для строительства стекольной фабрики. Одновременно, Ломоносов находит двух молодых одаренных художников — Ефима Мельникова и Матвея Васильева, которые становятся его учениками в деле возрождения мозаичного дела в России.
Одним из первых опытов создания мозаик Ломоносовым стало изготовление портрета Петра I. Для своей работы начинающий мозаичист выбрал два живописных образца. Лицо императора Петра было скопировано с портрета придворного художника Л. Каравакка, а доспехи с картины другого мастера: Ж. М. Натье. Это также был впечатляющий успех, портрет Петра I стал зримым подтверждением: российская школа мозаичного дела состоялась.
Другой мозаичной работой Ломоносов отблагодарил за помощь и поддержку своей деятельности графа Петра Ивановича Шувалова. Эту мозаику набирали Ефим Мельников и Матвей Васильев, ученики Ломоносова. Образцом служил живописный портрет графа. Работа обладает огромной художественной ценностью, сегодня она хранится в Государственном Эрмитаже.
Главным достижением мозаичной мастерской Михаила Ломоносовастало монументальное полотно «Полтавская баталия». На создание этого панно шириной 6.4 и высотой 4.8 метра ушло два года (1762 — 1764).
Картина с панорамой Полтавского сражения была лишь одной из 12 задуманных мозаик, изображающих этапы жизни и деятельности Царя-Реформатора. Эти 12 панно должны были стать внутренним украшением Петропавловского собора, в котором находится гробница первого российского императора. Осуществлению грандиозного замысла помешала смерть Михаила Ломоносова. Он умер в 1765 году. В 1925 году мозаика была перенесена в здание Академии наук в Ленинграде, где находится и по сей день.
ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: Об истории Флорентийской, Михайловской и Софийской мозаичных школ вы узнаете, ознакомившись с этой статьей: "История мозаичной плитки. Часть вторая"